16.08.2017 11:35 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Требования и рекомендации Роспотребнадзора к школьной форме

Источник: Управление Роспотребнадзора по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, Никольском районах

С гигиенической точки зрения школьная одежда является таким же обязательным элементом учебного процесса, как, например, школьное питание. Школьная форма, если она сшита из правильных тканей, только положительно влияет на здоровье школьников и является здоровьесберегающим компонентом в образовательном процессе.

Гигиенические требования к тканям для пошива школьной формы довольно высокие и определяются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде детей, подростков, взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующим с кожей человека».

Школьная форма — это одежда второго слоя, имеющая ограниченный контакт с кожей: платья, блузки, брюки, юбки, костюмы, джемперы. Школьная форма должна быть комфортной, удобной, не стеснять движения ребенка, соответствовать размеру, а также приятной для тела (не жесткой, не колючей) и соответствовать погоде.

Текстильные материалы для школьной формы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности и нормируются по следующим показателям: гигроскопичность, т.е. способность впитывать влагу, воздухопроницаемость, содержание формальдегида, устойчивость к окраске, устойчивость окраски к стирке, поту и трению, напряженность электростатического поля, должно отсутствовать местное кожно-раздражающее действие.

Рекомендации родителям:

Выявлены прямые, статистически значимые причинно-следственные связи между двумя показателями: с одной стороны показателями качества детской одежды и показателями заболеваемости кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудных заболеваниях (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны

Поэтому родителям при выборе школьной одежды следует руководствоваться, в первую очередь, гигиеническими характеристиками продукции для детей, а не только ее эстетическим видом.

1) При покупке одежды необходимо обращать внимание на маркировку. Маркировка наносится на этикетку, на ней указываются данные производителя, состав ткани, рекомендации по уходу. Не нужно покупать такую одежду, когда в рекомендациях по уходу указана только химическая чистка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника.

2) Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир — для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме — не более 55 %.

Форма с содержанием синтетических волокон более 55 % может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются. Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний.

Кроме этого, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

Поэтому для повседневного ношения синтетическая форма не подходит. Однако полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит, потому что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней.

3) От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.

4) Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя и не отвлекающая своей пестротой. Цвет школьной одежды ребенка не должен быть слишком ярким и броским. Такие цвета не будут способствовать его сосредоточению на учебе. Детские психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета. Сочетание цветов типа черное — белое лучше избегать, такой резкий контраст утомляет зрение и может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый и разбавленный зеленый цвет.

5) Для занятия физкультурой желательно приобрести спортивный костюм из дышащей, гигроскопичной (впитывающей влагу) и обязательно эластичной ткани.

6) Гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации о соответствии на данное изделие или сертификата соответствия. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.

Помните! Комфортная и удобная школьная форма, сшитая из натуральных и безопасных материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться.

Гигиенические требования к школьным сумкам, портфелям, ранцам

Выбор школьной сумки непростая задача – ведь она должна быть удобна, прочна, легка, нравиться хозяину. Раньше с этой задачей справиться было намного проще – строгие школьные правила обязывали носить первоклассникам исключительно ранцы. Ныне разброс моделей и цен огромен: от «классического» ранца отечественного производства до супермодных рюкзачков.

Существуют медицинские и гигиенические нормативы, применяемые к школьным предметам, и к школьным сумкам особо. Лучше всего при выборе пользоваться более практичным подходом, обращая внимание на четыре пункта: конструкция, практичность, качество и уже потом дизайн.

Для детей очень важно равномерное распределение тяжести на спину и плечи — иначе не за горами сколиоз или ранняя остановка роста. Во избежание искривления неокрепшего детского позвоночника и хронических болей в спине, необходимо носить не сумки, а ранцы или рюкзаки за плечами. Ранец — это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков — ортопедическая (формоустойчивая) задняя стенка. Она позволяет сохранить осанку, позволяет оптимально распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления. Это гарантия здоровья спины ребёнка даже при условии большой нагрузки учебниками. "Правильный" рюкзак тоже оснащен задней стенкой с плотными вставками, широкими лямками, у него эргономичная спинка, соответствующая линии позвоночника, с прокладкой из сетчатой ткани. Желательна также алюминиевая рама внутри спинки, сохраняющая форму рюкзака, чтобы учебники и тетради не могли быстро истрепаться.

Учтите, что ширина сумки не должна быть ширины плеч ребенка (60-100 мм). Длина сумки должна быть 300-360 мм, высота передней стенки – 220-260 мм, длина плечевого ремня – не менее 600-700 мм (ремни должны регулироваться по длине — чтобы ранец можно было надеть и на летнюю, и на зимнюю одежду). Чем уже лямки, тем неудобнее ребенку — рюкзак будет перевешивать назад, а малыш будет непроизвольно тянуть плечи вверх, что скажется на осанке. Ремни (лямки) должны быть покрыты мягким материалом (не менее 35-40 мм), чтобы не натирали плечи, и не прямыми, а с легким изгибом, чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи.

Вес, который должен нести ребенок не должен превышать 10% от его собственного веса (в среднем — около 2кг). В среднем школьный учебник весит 200г., примерно 150-300г. сменная обувь, вот вам уже и полкило. А сколько понадобится учебников? Отсюда вывод: первым параметром выбора школьной сумки должна стать ее легкость (для обучающихся начальных классов не более 600 — 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов — не более 1000 грамм).

Ранец должен быть выполнен из качественных материалов. Желательно что бы поверхность материала была гладкой, поскольку время от времени портфель придется чистить от загрязнений. Лучше остановить свой выбор на ранце из водонепроницаемой, прочной, например, материала, покрытого полимерной пленкой, нейлоновой ткани, а также качественного кожзаменителя. Чтобы оценить качество пошива, рекомендуется заглянуть внутрь выбираемого портфеля или рюкзака и посмотреть качество нитки и швов. Чем толще нитки, тем лучше, а швы должны быть ровные и аккуратные даже внутри. Прощупайте само дно – если под тканью картон, а это значит, что после мытья и сушки дно будет провисать. В качественных сумках все жесткие стенки делают из безопасных пластиков.

Обязательное условие для любого школьного товара — наличие сертификата. Покупая сумку для школьника, спрашивайте его у продавцов. Сертификаты должны быть даже на рынках. Обращайте внимание на маркировку школьных сумок: маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, или листок-вкладыш к продукции с указанием наименования страны изготовления, наименование и местонахождение изготовителя, наименование и вид (назначение) изделия, дата изготовления, единый знак обращения на рынке. Кроме этого маркировка ранцев, сумок, ученических рюкзаков, портфелей должна содержать наименование материала, из которого изготовлено изделие, инструкцию по эксплуатации и уходу.

В заключение затронем еще один очень важный момент. Родителям нужно повнимательней отнестись к тому, что лежит у ребенка в ранце, потому как, если предоставить ему возможность самому собираться в школу, вместо необходимых книг и тетрадок, школьный рюкзак вскоре может оказаться заполнен игрушками. К тому же многие малыши бывают очень рассеяны и забывают вытаскивать книги, краски или пластилин, которые ему на следующий день уже будут не нужны. Запомните, в школьном портфеле должно лежать только то, что необходимо ребенку на уроках.

Рекомендации по режиму дня школьников

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед

контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 9,5-10 часов, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26